Новости разных литсеминаров

01.06.2011

Пресс-релиз третьего романного семинара под руководством Г.Л. Олди и А. Валентинова «Партенит-2011»

Литературный семинар под руководством известных писателей-фантастов Генри Лайона Олди и Андрея Валентинова состоялся в пгт. Партенит (АРК Крым) с 12 по 19 мая 2011 г. под эгидой общественной организации «Созвездие Аю-Даг».

04.09.2010

Общественная организация «Созвездие Аю-Даг»

ОБЪЯВЛЯЕТ

что с 12 по 19 мая 2011 г. в пгт. Партенит (АР Крым) состоится третий литературный (романный) семинар под руководством писателей-фантастов Г. Л. ОЛДИ и А. ВАЛЕНТИНОВА «Партенит-2011». Полная информация по адресу: Сайт Крымского Фестиваля Фантастики «Созвездие Аю-Даг»

31.07.2010

На сайте litseminar.ru сформирована основа базы литературных семинаров. Вскоре здесь можно будет получить подробную информацию о постоянно действующих семинарах, а также узнать о семинарах прошлых лет.

Архив новостей литсеминаров
Рейтинг@Mail.ru

Новости литсеминара Егоровой и Байтерякова

Ближайший литсеминар

Пока дата следующего заседания неизвестна

Участники и произведения

    Программа обсуждения

    1. Идея (как основная мысль рассказа), тема, жанровый и культурный контекст
    2. Персонажи, их взаимодействие в сюжете
    3. Конфликт, сюжет, фабула
    4. Детали, фантастический элемент, стилистика, ляпы и прочие подробности

    За новостями следите в сообществе litseminar. С материалами можно ознакомиться на странице заседания.


    Предыдущий литсеминар

    Состоялся 18 марта 2012 года в Москве.

    Участники и произведения

    Отчеты и другие материалы выложены на странице заседания.

    Информация по проекту

    14.08.2011

    13 августа прошло 19 заседание нашего литсеминара. На улице стояла жара, но еще более жаркими были обсуждения. Новые участники оказались серьезными и интересными писателями, а ветераны, как обычно, докапывались до системных особенностей творчества и делали далеко идущие выводы.
    С материалами семинара можно ознакомиться на сайте.
    Следующий литсеминар планируется провести на Звездном мосту. Запись мы будем вести в жж litseminar, так что следите за новостями.

    25.05.2011

    Состоялся 17 мая 2011 года в Партените, в рамках романного семинара Г.Л. Олди и А. Валентинова. Это был самый крупный семинар — обсуждалось 14 рассказов, заседание проходило весь день.
    Кроме семинара мы сделали доклад о девяти психотипах сценаристики — «исправленный и дополненный».
    Еще один итог семинара: по рекомендации руководителей семинара Наталья Егорова стала кандидатом в члены Союза Писателей.

    05.03.2011

    18-й литсеминар планируется провести в мае 2011 года в Партените, в рамках романного семинара под руководством писателей-фантастов Г. Л. ОЛДИ и А. ВАЛЕНТИНОВА .
    Ведется набор участников.

    26.02.2011

    17-й литсеминар состоялся 26 февраля 2011 года в Москве.
    Участвовали: Сергей Сизарев, Ольга Дорофеева, Наталья Витько, Светлана Таскаева.
    Ведущие семинар Егорова и Байтеряков прочитали лекцию о 9 типах героев в сценаристике и проиллюстрировали ее разбором рассказов участников, а также рассказали как они использовали типизацию при разработке своего рассказа: «Вкалывают роботы, счастлив человек».
    Материалы 17-го литсеминара выложены здесь.

    20.10.2010

    16-й литсеминар состоялся 20 ноября 2010 года в Москве.
    Список участников: Сергей Сизарев, Сергей Буланов, Дэн Шорин, Анна Донна.
    Ведущие Егорова и Байтеряков рассказывали о расстановке «крючков» в остросюжетном произведении на примере своего рассказа «Паникерша» (этот рассказ разбирался и на 15-м семинаре, но в учебных целях решено повторить обсуждение).
    Материалы 16-го литсеминара выкладываются здесь.

    Архив новостей проекта «Литсеминар»

    Тайм-менеджмент в литературе

    Ряд предыдущих обсуждений в литературном сообществе, а особенно — острая реакция на «писатель, чтобы быть коммерчески успешным должен писать книгу в год», заставило меня задуматься. А почему, собственно, какие-то ожидания от людей пишущих, особенно по объемам написанного, вызывают такую негативную реакцию. Вариантов ответа получилось несколько, но один из них мне показался наиболее интересным для обсуждения.

    Версия: писатели не знают, что такое планирование своей работы и управление своим временем.

    Их никогда этому не учили. И никогда не говорили, что раз это профессия — у нее есть определенные дополнительные навыки (помимо основных профессиональных). Как и всегда, я обращаюсь к тем, кто хочет быть профессионалом или (как минимум) полупрофессионалом, т.е. к тем, кому не все равно, одну книгу он в жизни напишет, двадцать или ни одной.

    И последнее: вдохновение придумали поэты, это красивый образ; творцу неприлично жить в ожидании подачек от высших сил. Он сам управляет своей работой и отвечает за полученный результат. Поэтому я ищу алгебру гармонии и гармонию в алгебре.

    Тайм-менеджемент для писателей.

    Возможно не все знают, что это такое. А это — искусство и практика повышения собственной производительности. Основа тайм-менеджмента — это детальное понимание процесса работы. В первую очередь стоит выделить в нем одинаковые, схожие куски. Для каждого такого куска нужно найти — что влияет на производительность труда. И, исходя из такого анализа, планировать будущую деятельность плюс вносить в нее улучшения, чтобы успевать больше за меньший объем времени.

    Итак, схематично:

    Как это применить к писательству?

    Я буду использовать свой опыт, у вас он может отличаться, но тут главное уловить суть и настроить процедуру «под себя».

    Мои этапы работы над произведением:

    1. Выработка концептуальной идеи.
    2. Разработка плана произведения.
    3. Написание текста;
    4. Редактура (в том числе и содержательная);
    5. Корректура.

    1. Выработка концептуальной идеи.

    Обычно происходит в фоновом режиме (то самое «вдохновение»). Когда определяешься, исходя из своих интересов, личности, начитанности и т.д. о чем тебе хочется написать. Этот процесс управляется хуже всего и его практически невозможно регулировать... есть только одно «но»: если ты находишься в постоянных раздумьях — что-то да выкристаллизуется. В общем, тут тайм-менеджмент не применим, посему речи об этом этапе больше не будет, за исключением одного вопроса: когда он заканчивается и начинается собственно разработка?

    По-моему, когда у вас есть одно из трех: четкое видение идеи и темы произведения (о чем я хочу написать и в каких декорациях), и/или суть конфликта произведения (какие идеи сталкиваются в произведении) и/или понимание завязки и кульминации произведения (вокруг чего все завертится и в как будет выглядеть высший накал противостояний). Идеальный вариант — когда понятно все сразу, но по моему опыту — достаточно чего-то одного, чтобы перейти к планированию произведения.

    2. Разработка плана произведения.

    О да, я знаю, насколько негативно коллеги относятся к разработке схемы, написанию планов. Тут можно сказать только одно: разработка разработке рознь. Важно выработать подход для себя. Наверное, минимальный вариант (для сколько-нибудь крупного произведения) — это краткая запись, что в повести (романе) происходит. А подробная разработка — это когда весь роман расписан по эпизодам: понятно, что происходит в каждом из них, какова точка зрения на происходящее и т.д. (у нас в табличке к эпизоду около восьми граф, каждая из которых значима; как и почему мы дошли до жизни такой — я отдельно напишу). А есть еще разработка персонажей — тоже табличка на 10-15 пунктов для каждого действующего лица.

    А в целом про разработку плана хорошо написал Каганов:

    «Книги не пишутся строчка за строчкой. Рассказ, повесть, роман — чем больше объем текста, тем больше требуется потратить времени и сил на сюжетное планирование, иногда даже больше, чем на выписывание нужного объема знаков. Не надо этим пренебрегать и не надо думать, что время вдали от клавиатуры потрачено зря, а у «нормальных» авторов все по-другому: сел и гонишь текст. Нет, у нормальных авторов как раз именно так».

    Возвращаемся к тайм-менеджменту. Можно ли измерить затраты времени на эту работу? Можно! В часах или хотя бы в днях. Что это дает? Ну, например: для только что законченного нами романа: «Остракон или Контора господина Адамова», мы с соавтором (Натальей Егоровой) на разработку потратили полный месяц плюс еще пару недель в процессе редактирования. А сам роман — 14,5 авторских листов. Почему эта информация важна? Потому что, если мы сейчас планируем написать роман в 2,5 −3 раза объемнее — возможно, и времени на разработку потребуется настолько же больше. Проверим. По крайней мере — есть ориентир.

    И еще одно, мы проанализировали, что происходило в процессе разработки и увидели, где были потери времени, а значит — возможно, удастся ускорить разработку. Если получится разработать роман быстрее, чем за два месяца — это будет успех тайм-менджмента.

    Понятно, что здесь в полный рост встает вопрос о качестве (когда стоит остановиться), точнее об адекватной оценке своих результатов и перфекционизме авторов.

    3. Написание текста.

    Тут все просто. Сколько знаков в час вы пишете в среднем. А это точно можно (и нужно!) измерить. На этапе разработки эпизодов мы прикидываем, какой объем текста займет каждый из них. Таким образом, к концу планирования работы — мы почти точно знаем объем будущего романа. А если мы измерили производительность — то и сколько на его написание потребуется времени. Все просто.

    Я, например, пишу относительно медленно: 5000 знаков за два часа... А ритм, в котором я пишу: 1,5 часа пишу — полчаса перерыв (использую таймер, иначе голова отключается), таким образом за восьмичасовой день — получается 12-15 000 знаков. Почему может получиться меньше 15? Ответы просты: задумался над словом, обнаружил, что необходимо залезть в энциклопедию за дополнительной информацией, принялся перечитывать начало главы и зачитался. Но и — отвлекся на звонок приятеля, захотел выпить чаю, заглянул во френд-ленту... и застрял на два часа.

    Кстати, больше 8 часов писать не получается — голова отказывает.

    Значит, мы получили время написания текста; мы знаем, за сколько рабочих дней будет готов черновик книги. Не забудьте только добавить к расчетному времени 20% на форс-мажоры.

    «Угу, — скажет критик, — тебе хорошо, ты ушел на полный рабочий день в писательство, а я пишу по выходным (вечерами)». — «Отлично, переложите все расчеты на свои реалии — и все!» — «У меня получается, что я буду книгу писать 10 лет!»

    У меня тоже так получилось, поэтому я и ушел на фулл-тайм в писательство. Но есть и другие решения, например, отказаться от компьютерных игрушек, телесериалов или... (вариантов много) и потратить это время на писательство. Подобные расчеты как раз проясняют ситуацию и мотивируют что-то менять.

    Кстати, многие именно из-за этого бегают от тайм-менеджмента. Страшно смотреть реальности в глаза.

    4. Редактура (в том числе и содержательная).

    У нас объем такой редактуры — оказался очень большим. Фактически равным времени написания текста. Однако, во многом из-за ошибок в разработке. Я знаю авторов, которые вообще не умеют дорабатывать уже написанное. В любом случае надо знать свой объем и темп редактуры. А остальное — как в предыдущем варианте.

    5. Корректура.

    Думаю, что уже все понятно. Не забудьте про вычитку с распечаток, на мониторе многое остается незамеченным.

    Ну а о конкретных приемах, как искать резервы времени и улучшать работу — в другой статье.