Новости разных литсеминаров

01.06.2011

Пресс-релиз третьего романного семинара под руководством Г.Л. Олди и А. Валентинова «Партенит-2011»

Литературный семинар под руководством известных писателей-фантастов Генри Лайона Олди и Андрея Валентинова состоялся в пгт. Партенит (АРК Крым) с 12 по 19 мая 2011 г. под эгидой общественной организации «Созвездие Аю-Даг».

04.09.2010

Общественная организация «Созвездие Аю-Даг»

ОБЪЯВЛЯЕТ

что с 12 по 19 мая 2011 г. в пгт. Партенит (АР Крым) состоится третий литературный (романный) семинар под руководством писателей-фантастов Г. Л. ОЛДИ и А. ВАЛЕНТИНОВА «Партенит-2011». Полная информация по адресу: Сайт Крымского Фестиваля Фантастики «Созвездие Аю-Даг»

31.07.2010

На сайте litseminar.ru сформирована основа базы литературных семинаров. Вскоре здесь можно будет получить подробную информацию о постоянно действующих семинарах, а также узнать о семинарах прошлых лет.

Архив новостей литсеминаров
Рейтинг@Mail.ru

Новости литсеминара Егоровой и Байтерякова

Ближайший литсеминар

Пока дата следующего заседания неизвестна

Участники и произведения

    Программа обсуждения

    1. Идея (как основная мысль рассказа), тема, жанровый и культурный контекст
    2. Персонажи, их взаимодействие в сюжете
    3. Конфликт, сюжет, фабула
    4. Детали, фантастический элемент, стилистика, ляпы и прочие подробности

    За новостями следите в сообществе litseminar. С материалами можно ознакомиться на странице заседания.


    Предыдущий литсеминар

    Состоялся 18 марта 2012 года в Москве.

    Участники и произведения

    Отчеты и другие материалы выложены на странице заседания.

    Информация по проекту

    14.08.2011

    13 августа прошло 19 заседание нашего литсеминара. На улице стояла жара, но еще более жаркими были обсуждения. Новые участники оказались серьезными и интересными писателями, а ветераны, как обычно, докапывались до системных особенностей творчества и делали далеко идущие выводы.
    С материалами семинара можно ознакомиться на сайте.
    Следующий литсеминар планируется провести на Звездном мосту. Запись мы будем вести в жж litseminar, так что следите за новостями.

    25.05.2011

    Состоялся 17 мая 2011 года в Партените, в рамках романного семинара Г.Л. Олди и А. Валентинова. Это был самый крупный семинар — обсуждалось 14 рассказов, заседание проходило весь день.
    Кроме семинара мы сделали доклад о девяти психотипах сценаристики — «исправленный и дополненный».
    Еще один итог семинара: по рекомендации руководителей семинара Наталья Егорова стала кандидатом в члены Союза Писателей.

    05.03.2011

    18-й литсеминар планируется провести в мае 2011 года в Партените, в рамках романного семинара под руководством писателей-фантастов Г. Л. ОЛДИ и А. ВАЛЕНТИНОВА .
    Ведется набор участников.

    26.02.2011

    17-й литсеминар состоялся 26 февраля 2011 года в Москве.
    Участвовали: Сергей Сизарев, Ольга Дорофеева, Наталья Витько, Светлана Таскаева.
    Ведущие семинар Егорова и Байтеряков прочитали лекцию о 9 типах героев в сценаристике и проиллюстрировали ее разбором рассказов участников, а также рассказали как они использовали типизацию при разработке своего рассказа: «Вкалывают роботы, счастлив человек».
    Материалы 17-го литсеминара выложены здесь.

    20.10.2010

    16-й литсеминар состоялся 20 ноября 2010 года в Москве.
    Список участников: Сергей Сизарев, Сергей Буланов, Дэн Шорин, Анна Донна.
    Ведущие Егорова и Байтеряков рассказывали о расстановке «крючков» в остросюжетном произведении на примере своего рассказа «Паникерша» (этот рассказ разбирался и на 15-м семинаре, но в учебных целях решено повторить обсуждение).
    Материалы 16-го литсеминара выкладываются здесь.

    Архив новостей проекта «Литсеминар»

    Отчет о седьмом семинаре

    Семинар стал настолько привычный и рабочим мероприятием, что садишься отчет писать, да и призадумаешься — о чем. Было приятно пообщаться, интересно обсуждать, родилось много качественных идей и обнаружились удивительные подробности — как всегда. А в целом — это надо слушать.

    Но тут мы подошли к грустному. Сконвертировать записи во что-то удобоваримое не вышло, все же телефон не приспособлен для работы в таком режиме. Так что это заседание останется без аудиоотчета, а дальше посмотрим.

    Структура сюжетных поворотов

    Сергей Байтеряков, наш агент в стане драматургов, формализовал свои замечательные таблицы, на которые мы уже ссылаемся, как на «таблицы Байтерякова». Речь идет о структуре текста, составленной из последовательности сюжетных поворотов.

    Сюжетный поворот (цитирую) — это изменение восприятия ситуации одним из ключевых персонажей или читателем. Сюжетный поворот обязан работать на общий замысел произведения.

    Таблица 1. Стороны конфликтов

    № сюжетного поворота......
    Протагонисты (сторона +)......
    Антагонисты (сторона -)......

    Таблица 2. Сюжетные повороты

    № сюжетного поворотаПодготовка к поворотуСюжетный поворотЧего хочет геройСитуацияСостояние герояСостояние конфликтаВопросы (претензии) к повороту
    1.....................
    2.....................

    Таблица 3. Сюжетные линии (для сложного текста)

    № сюжетного поворота......
    Сюжетная линия......

    Вот, например, как расписывается в этих терминах рассказ Дэна Шорина «Лихая охота на единорога»:

    Таблица 1. Стороны конфликтов

    № сюжетного поворота1234567
    Протагонисты (сторона +)ГеройГеройГеройКот и геройКот и геройКот и геройГерой
    Антагонисты (сторона -)КотКотКотВнешние опасностиВнешние опасностиЕдинорогКот

    Таблица 2. Сюжетные повороты

    № сюжетного поворотаПодготовка к поворотуСюжетный поворотЧего хочет геройСитуацияСостояние герояСостояние конфликтаВопросы (претензии) к повороту
    1Не нужнаКот уговаривает героя на охоту на единорогаНе хочет идти на охоту, потому что не веритПереговоры, еребранкаНасторожен и недоверчивНедоверие к неожиданному предложениюГде произошел переход к идее — слушать кота, а не посылать его нафиг?
    2Все логично, хоть и капельку долго? А может, нетКот разбил все аргументы герояИдти на охоту из-за денег? или потому, что Гринпис не привяжется?Договорились!НедоверчивМеряются, кто кручеПочему окончательно убедил аргумент про Гринпис?
    3ЕстьКот попался в ловушку — изба с сиамкойДобраться до единорогаЗаговор крыс и спасение котаНасторожен (к внешнему миру)Герой против внешних опасностей спасает кота
    4ЕстьГерой попался в ловушку — изба с русалкойДобраться до единорогаСпасение героя, спасение котаСначала расслабился и попался, потом выкрутилсяОни против внешних опасностей спасают друг друга
    5ЕстьВстреча с единорогомСпасти котаКот попался в сеть, а пули единорога не берут
    6Есть. Отлично про то, что знал истинное имя единорогаГерой оборачивается?Объяснение стремлений кота?Герой против кота — в будущем!А коту состояние или хотя бы первую эмоцию дать?

    Достаточно важный для меня вывод: в каждой ситуации герой должен решать одну проблему, а не десяток. Скажем, в «Умном доме» на один сюжетный поворот завязано три изменения ситуации:

    Как говорят умные люди (Митта, Кинг и пр.): герой должен получать информацию дозированно (плюс бороться за каждый ее байт).

    Характер протагониста

    Что еще «из Байтерякова» показалось мне крайне интересным — это качества героя, за которые он вызывает интерес и сопереживание (он уже говорил об этом, но я повторюсь):

    Принципиально ставлю беду на последнее место, ибо одноногие собачки совершенно задолбали, извините. Впрочем, к семинаристам это не относится — видимо, их тоже.

    Герою хорошо бы обладать хотя бы одним из этих качеств, а можно и несколькими. Понятно, что возможны варианты: например, показать героя глазами антагониста и, значит, совершеннейшей сволочью, а потом перевернуть восприятие вверх тормашками. Или раздать «сочувственные» качества всем противостоящим персонажам и создать истинную трагедию, когда «все правы и всем плохо».

    Из обсуждений

    Нашли у меня в «Умном доме» потрясающий ляп про «печатный станок для фальшивых монет» — тем более удивительный, что текст и мной вычитывался многажды, и целая куча читателей благополучно прошла мимо. Выяснили, что герой трудоголик, романтик и технофоб, и вообще женщина! Ну а заодно решили, что все-таки это большая завязка для очень большого повествования, потому что открывать дивный новый мир в конце — это невежливо по отношению к жанру.

    Порадовались миру от Сергея Сизарева — готически вкусному до такой степени, что впору на межавторскую серию напрашиваться. При этом наметили белые пятна на местных картах и поставили на вид герою его унылость.

    «Kill or Get Killed» вызвал нас на спор о культурных традициях американцев и японцев, тем более занятный, что в выбранной стилистике трудно провести грань между реализмом и альтернативным миром. Выяснили, что американец — на самом деле русский (один из проколов «Штирлица» — разная длина 17-го псалма в русском и английском вариантах псалтыря).

    Ну а постмодернистская феерия от Дэна Шорина породила целую кучу размышлений о единорогах, блогах, котах-искусителях и прочем фрейдизме. Герою предложили стать настоящим полковником, простите, охотником, картежником-маньяком и подсесть на волшебный порошок. А единорогу посоветовали заговорить по-немецки. Пять кругов обсуждения создают настолько объемную картину, что текст... из озорства хочется написать: «можно уже выбрасывать». На самом деле, возникает масса новых сторон рассматриваемой ситуации, а иногда и самого выстраиваемого мира, видишь нереализованные возможности и упущенные конфликты. Не говоря уже о том, что просто хочется «песать ещо».

    Развенчанные мифы

    Наш литсеминар опровергает целый ряд литературных мифов. Например:

    Нет, нет, и нет. Можно говорить о рассказах так, что от критики получаешь удовольствие и энергетический заряд. Общаться с единомышленниками приятно, а с увлеченными людьми — интересно и полезно. Индивидуальный стиль при плотной очной работе только приобретает новую глубину и выразительность, индивидуальности вовсе не усредняются, а взаимно обогащают друг друга.

    Так что — да здравствует литсеминар!