Новости разных литсеминаров

01.06.2011

Пресс-релиз третьего романного семинара под руководством Г.Л. Олди и А. Валентинова «Партенит-2011»

Литературный семинар под руководством известных писателей-фантастов Генри Лайона Олди и Андрея Валентинова состоялся в пгт. Партенит (АРК Крым) с 12 по 19 мая 2011 г. под эгидой общественной организации «Созвездие Аю-Даг».

04.09.2010

Общественная организация «Созвездие Аю-Даг»

ОБЪЯВЛЯЕТ

что с 12 по 19 мая 2011 г. в пгт. Партенит (АР Крым) состоится третий литературный (романный) семинар под руководством писателей-фантастов Г. Л. ОЛДИ и А. ВАЛЕНТИНОВА «Партенит-2011». Полная информация по адресу: Сайт Крымского Фестиваля Фантастики «Созвездие Аю-Даг»

31.07.2010

На сайте litseminar.ru сформирована основа базы литературных семинаров. Вскоре здесь можно будет получить подробную информацию о постоянно действующих семинарах, а также узнать о семинарах прошлых лет.

Архив новостей литсеминаров
Рейтинг@Mail.ru

Новости литсеминара Егоровой и Байтерякова

Ближайший литсеминар

Пока дата следующего заседания неизвестна

Участники и произведения

    Программа обсуждения

    1. Идея (как основная мысль рассказа), тема, жанровый и культурный контекст
    2. Персонажи, их взаимодействие в сюжете
    3. Конфликт, сюжет, фабула
    4. Детали, фантастический элемент, стилистика, ляпы и прочие подробности

    За новостями следите в сообществе litseminar. С материалами можно ознакомиться на странице заседания.


    Предыдущий литсеминар

    Состоялся 18 марта 2012 года в Москве.

    Участники и произведения

    Отчеты и другие материалы выложены на странице заседания.

    Информация по проекту

    14.08.2011

    13 августа прошло 19 заседание нашего литсеминара. На улице стояла жара, но еще более жаркими были обсуждения. Новые участники оказались серьезными и интересными писателями, а ветераны, как обычно, докапывались до системных особенностей творчества и делали далеко идущие выводы.
    С материалами семинара можно ознакомиться на сайте.
    Следующий литсеминар планируется провести на Звездном мосту. Запись мы будем вести в жж litseminar, так что следите за новостями.

    25.05.2011

    Состоялся 17 мая 2011 года в Партените, в рамках романного семинара Г.Л. Олди и А. Валентинова. Это был самый крупный семинар — обсуждалось 14 рассказов, заседание проходило весь день.
    Кроме семинара мы сделали доклад о девяти психотипах сценаристики — «исправленный и дополненный».
    Еще один итог семинара: по рекомендации руководителей семинара Наталья Егорова стала кандидатом в члены Союза Писателей.

    05.03.2011

    18-й литсеминар планируется провести в мае 2011 года в Партените, в рамках романного семинара под руководством писателей-фантастов Г. Л. ОЛДИ и А. ВАЛЕНТИНОВА .
    Ведется набор участников.

    26.02.2011

    17-й литсеминар состоялся 26 февраля 2011 года в Москве.
    Участвовали: Сергей Сизарев, Ольга Дорофеева, Наталья Витько, Светлана Таскаева.
    Ведущие семинар Егорова и Байтеряков прочитали лекцию о 9 типах героев в сценаристике и проиллюстрировали ее разбором рассказов участников, а также рассказали как они использовали типизацию при разработке своего рассказа: «Вкалывают роботы, счастлив человек».
    Материалы 17-го литсеминара выложены здесь.

    20.10.2010

    16-й литсеминар состоялся 20 ноября 2010 года в Москве.
    Список участников: Сергей Сизарев, Сергей Буланов, Дэн Шорин, Анна Донна.
    Ведущие Егорова и Байтеряков рассказывали о расстановке «крючков» в остросюжетном произведении на примере своего рассказа «Паникерша» (этот рассказ разбирался и на 15-м семинаре, но в учебных целях решено повторить обсуждение).
    Материалы 16-го литсеминара выкладываются здесь.

    Архив новостей проекта «Литсеминар»

    Немножечко терминологии

    Идея — главная мысль, представляющая образное обобщение всего содержания произведения. [1]

    Художественный смысл — субъективное содержание произведения, т.е. содержание, в котором выражена оценка автором изображаемого. [1]

    Теза — «то, что автор жаждет сказать на тему путеводительной нити, и что можно определить одной фразой». [3]

    Тема отвечает на вопрос: ЧТО? Идея: О ЧЕМ? Сверхзадача: ЗАЧЕМ? (чего я-писатель хочу от читателя: понимания, просветления, восхищения, денег — нужное подчеркнуть). [6]

    ...идея абстрактна. Она выражает какую-то общую мысль или концепцию. [6]

    Событие — поступок, явление или факт, под влиянием которого полностью или частично меняются задачи действующих лиц и их психологическая мотивация. [6]

    Сквозное действие — главная действующая пружина произведения. Оно направлено к общей, центральной идее, к «сверхзадаче» произведения. [5]

    Сюжет — подробности действий и событий в повествовании. [1]

    Композиция (построение, структура, архитектоника) рассказа — это расположение отобранного материала в таком порядке, которым достигается эффект большего воздействия на читателя, чем было бы возможно при простом сообщении фактов. [4]


    Сюжет — сами события. Фабула — повествование о событиях.

    Фабула может отличаться от сюжета:

    Этапы построения сюжета:

    Пятиступенчатая стратегия построения кинодрамы (Митта):

    1. Экспозиция. Сумма знании позволяет не медля начать рассказ и установить обычный баланс сил.
    2. Вспышка интереса. Все вдруг перевернулось. Одно-единственное действие интригует нас. Что теперь будет?
    3. Прогрессия усложнений. С каждым шагом герой все больше драматизирует свою ситуацию. Каждый шаг ведет к катастрофе. Кризис ставит героя перед выбором: победить или умереть в борьбе? сражаться или сдаться? быть или не быть?
    4. Обязательная сцена. Давид сразился с Голиафом. Герой сразился со своим драконом.
    5. Кульминация и финал. Он победил, но не так. как мы думали. Он проиграл, но наши сердца отданы ему. Мы восхищены героем. [2]

    Восьмипунктовая фабульная дуга (Воттс)

    1. Стазис, т.е. начальное состояние
    2. Первый импульс
    3. Цель
    4. Неожиданность
    5. Решающий выбор
    6. Кульминационный пункт (климакс)
    7. Поворот
    8. Развязка [3]

    Вспомним страшные слова: ЭКСПОЗИЦИЯ (введение в ситуацию), ЗАВЯЗКА (зерно основного конфликта), РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ (внутреннего и внешнего, то есть развитие конфликта в первую очередь), КУЛЬМИНАЦИЯ (максимальное напряжение сил конфликта, вызывающее у читателя катарсис) и РАЗВЯЗКА. [6]

    Экспозиция сюжета — отдаленный зародыш основного действия.

    Завязка — присутствует в начале произведения, обозначает начало развития художественного действия. Как правило, вводит в основной конфликт произведения.

    Кульминация — наивысшая точка напряжения в сюжете. Как правило, ведет к сюжетной развязке.

    Катарсис (в переводе «очищение») — означает призыв к состраданию и очищению от скверных свойств. [1]


    Конфликт — это ключевое слово драмы.

    Первое правило: в конфликте борются ясные, четко выраженные силы. Персонажи — это ваше уникальное богатство, а способ их опознания в конфликте вполне универсален. Чем сильнее различие персонажей, тем лучше развивается конфликт. [2]

    Сюжет основывается на конфликте между действующими лицами. [7]


    Фантастика — метод художественной литературы, в котором в воображении художника создается вымышленный мир с многочисленными формами условности. Фантастика объединяет воображение художника и читателя. Она получила распространение в таких литературных жанрах, как легенда, сатира, утопия, сказка. [1]


    Что берет фэн, называя это идеей?!

    Это ФАНТАСТИЧЕСКОЕ ДОПУЩЕНИЕ. Фантастический элемент, или, как говорят в театре, предлагаемое обстоятельство. [6]


    Архетип — это модель, которая обозначает первоначальный образ. Архетип обладает универсальностью, выражается в символах, в мифах, в литературных персонажах: Дон Жуан, Казанова, Агасфер. [1]

    Герой — (а) действующее лицо, (б) героическая личность. Герой трагический воплощает основную трагическую коллизию произведения — противоречие между возвышенным героем и ничтожным окружением; эта коллизия часто заканчивается гибелью героя.

    Действующее лицо, персонаж и герой — синонимы. [1]

    Жанр объединяет произведения по композиционно-стилистической структуре. Род: эпос, лирика, драма. Жанры эпоса: эпопея, роман, роман-эпопея, повесть, новелла, рассказ. Драма: трагедия, трагикомедия, комедия, водевиль. Подвиды внутри жанра: социальный, плутовской, сатирический роман. [1]

    Мотив — постоянно повторяющийся в разных произведениях художественный сюжет (во многих произведениях одного писателя или у нескольких писателей). [1]


    [1] П.А. Николаев «Словарь по литературоведению»

    [2] А. Митта «Кино между раем и адом»

    [3] Н. Воттс «Как написать повесть»

    [4] М. Веллер «Технология рассказа»

    [5] П.А. Николаев «Введение в литературоведение»

    [6] Г.Л. Олди «Вечные песни о главном, или Фанты для фэна»

    [7] В.П. Мещеряков и пр. «Основы литературоведения»

    Приведены, в основном, не точные цитаты, а их конспективный смысловой пересказ.